Быть полицейским это у нас семейное
14:00 10.11.2023 16+
Быть полицейским – это у нас семейное
Династия в погонах. В семье Валиевых профессия полицейского передается по наследству
Полицейские династии – совсем не редкость. В семьях, где мама или папа ежедневно защищают покой граждан и борются за справедливость, дети с пеленок знают, что такое хорошо и что такое плохо. И идти по следам своих родителей, чтобы продолжить их благородный труд, для них совершенно естественно.
От простого милиционера до замначальника полиции
Основоположником полицейской династии Валиевых стал полковник юстиции в отставке Сирин Габдулхакович. Его стаж – 34 года.
В органы он пришел в 1979 году, сразу после армии. Через год работы поступил в Уфимскую среднюю специальную школу подготовки начальствующего состава МВД СССР, в 1985 году – в Высшую юридическую заочную школу МВД СССР в Екатеринбурге. Был командиром отделения, затем взвода, начальником ИВС. В 1990 году занял должность следователя, в 1992 году – начальника отдела участковых. С 1994 по 2013 годы был начальником следственного отдела и заместителем начальника полиции.
– Обывателю кажется, что Туймазы – городок небольшой, провинциальный и тихий, где редко происходят громкие преступления. Однако нам, правоохранителям, работы всегда хватало, – говорит Сирин Габдулхакович. – В начале 80-х годов в районе появились первые наркоманы. Тогда я был начальником ИВС и помню, как к нам впервые привезли мужчину-наркомана. Когда у него началась ломка, он как зверь метался в изоляторе, пытаясь залезть на стены. Не понимая, что происходит, мы вызвали скорую помощь. Затем их число росло с каждым годом. В Кандрах был склад, где хранилась маковая соломка и семенные коробочки мака. Воровали их мешками и варили наркотик дома в кастрюлях. У следователей кабинеты были заставлены посудой – вещдоками: кастрюлями всех размеров, ложками, тарелками…
1991 год. На весь Советский союз прогремело страшное преступление: на детский лагерь имени Виктора Талалихина на озере Кандрыкуль напала банда. Ворвавшись в лагерь среди ночи, молодые люди с чулками на голове повыбивали стекла, избили вожатых, перепугали ребятишек. Тогда я лишь год работал следователем, но расследовать это дело поручили мне. Спустя полтора месяца дело было раскрыто, к ответственности привлекли 23 жителей города Бавлы из Татарии. Оказалось, двое несовершеннолетних бавлинца приехали отдохнуть на озеро. Выпили. Прогуливаясь, зашли на закрытую территорию лагеря. Директор попросил их уйти, но подростки начали пререкаться. Директор выдворил ребят силой. Оскорбленные бавлинцы вернулись домой, собрали ораву местных ребят и приехали мстить. Дело очень осложнялось тем, что большинство вожатых были совсем молоденькими девчонками, студентками, и боялись участвовать в очных ставках. Тем не менее, виновные понесли заслуженное наказание.
Вообще, 90-е годы – время, несравнимое по степени разгула криминала ни с одной другой эпохой. Тогда на улицах города можно было услышать автоматные очереди, на трассах грабили целыми фурами. В мое дежурство застрелили местного криминального авторитета.
В 1997 году в районе «обнесли» около 40 магазинов. По почерку преступления было понятно, что это одни и те же люди. Мы выставили засаду. В 110 магазинах день и ночь дежурило по одному милиционеру. Увы, поймать преступников с поличным нам не удалось. Однако по некоторым признакам я догадался, чьих это рук дело. Но догадку к делу не пришьешь. Следователей, работавших под моим началом, я всегда учил: главное – не привлечь к ответственности невиновного. Но если у вас есть внутреннее убеждение, что это – преступник, вы найдете доказательства. И совесть ваша будет чиста. Вор должен сидеть в тюрьме, верно? Мы их посадили.
По стопам отца
Понятно, что в такой криминальной обстановке работать и жить было нелегко. Сирин Габдулхакович вспоминает, что нередко получал угрозы. Его супруга Резеда Мударисовна не раз уговаривала мужа бросить такую опасную работу. Ответ был простым: «Ты знала, за кого выходила замуж». Уйти из милиции было бы равносильно слабости, малодушию и предательству.
Зачастую он и не видел своих трех сыновей: уходил на службу – они еще спали, приходил – уже легли. Хоть и старался все свободное время проводить с детьми, воспитанием в основном занималась Резеда Мударисовна. А папа всегда был образцом мужественности, смелости и справедливости, бесстрашным героем. Он приходил домой на обед, снимал кобуру с «макаровым» и никогда не отключал рацию. Затаив дыхание, с горящими глазами мальчишки слушали рассказы отца и мечтали быть такими же, как он.
Когда старший сын Ильнур заявил, что будет поступать в Уфимскую высшую школу МВД, мать только всплеснула руками, но переубеждать не стала. Окончив второй курс, Ильнур Сиринович начал работать в Туймазинском Отделе милиции в уголовном розыске. Затем несколько лет был инспектором ГАИ, командиром патрульно-постовой службы. Год назад занял пост начальника тыла.
– Сейчас работа Ильнура, конечно, напрямую не связана с поимкой преступников, –рассказывает полковник. – Он изыскивает средства для материального обеспечения сотрудников. Следит за тем, чтобы у всех были бумага и заправленные картриджи для распечатки дел, бензин и исправное спецоборудование, чтобы оперативный работник не думал, как починить служебный автомобиль. Хорошего результата можно добиться только тогда, когда каждый делает свое дело.
Я буду следователем как ты, дед
Старший сын Ильнура Сириновича Булат в прошлом году с медалью окончил школу. Он немало удивил родителей и бабушку с дедушкой, когда решил поступать в Уфимский юридический институт МВД, который когда-то окончили его дед и отец. Это была не мечта детства, а взвешенное взрослое решение. «Я хочу быть следователем, как ты, дедушка», – сказал парень.
– Первый год обучения Булат звонил мне почти каждый день, расспрашивал о специфике работы следователя. Он с детства очень любил смотреть фильмы о полицейских, криминальные сериалы. Они, конечно, невероятно далеки от истины, в жизни все по-другому. Вот я ему и рассказываю, объясняю, как на самом деле работает следственный отдел, – продолжает Сирин Габдулхакович. – Булат – очень серьезный молодой человек. Понятие о справедливости он впитал с молоком матери, и, я уверен, никогда не отступится от своих принципов.
Автор: Регина Мигранова, общественно-политическая газета «Туймазинский вестник», Сетевое издание «ПроТуймазы»
Оставить сообщение: