icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Рекламный баннер 990x90px top

Рубрика «Я помню! Я горжусь!»

06:58 10.11.2025 16+
Рубрика «Я помню! Я горжусь!»

В Год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне совместно с Архивом г. Кумертау представляем вам воспоминания наших ветеранов, участников Великой Отечественной войны, жителей г. Кумертау, которых с нами уже нет.

Афанасьев Александр Егорович

«Родился я 26 марта 1926 года в Мелеузовском районе. Тогда была деревня Романовка. В 1931 г. нашу семью раскулачили и выслали на станцию Черниковка (ныне микрорайон в г.Уфа).Там я прожил 10 лет. В 1941 г. отца взяли на трудовой фронт, хотя ему было уже 49 лет. Старшего брата тоже призвали на войну; там он без вести пропал во время сильных боев под Коломной. С этого момента отца и брата я больше не видел. Остались мы вчетвером: старшая сестра, я, мать и младший брат.

Меня забрали в ноябре 1943 г. в 17-летнем возрасте. Мать сухарей насушила. Повезли нас на грузовом поезде. Эшелон насчитывал 3 тысячи человек. На Дальний Восток добирались 22 суток. Почему так долго? Так потому, что в это время (в 1943 году) война бушевала во всю силу! С Дальнего Востока уже обученные солдаты ехали на фронт, мы их всех пропускали. С востока «шли» оружия, боеприпасы, танки и солдаты. Последние в валенках, белых полушубках, а мы в лаптях, грязные, на теле буржуйки, все испачканные в угле... Они, увидев нас, гогот подняли: «Куда этих «поросят» везут?»

Приехали мы в г. Уссурийск, где и проходила моя служба. Вперед попал я в стрелковый полк, был пехотинцем. Иметь образование 7 классов считалось большим достижением, поэтому после присяги меня направили в отдельный истребительный противотанковый дивизион. Там я стал наводчиком противотанкового ружья БТР.
Дивизион наш располагался в так называемых «царских казармах», которые своим видом напоминали бараки - длинные, из красного кирпича. Взвод командующей артиллерии дивизии находился в том же здании. Командир взвода, лейтенант Анташко взял меня в свой взвод в качестве телефониста проволочной связи.

…У нас была третья норма. Ходили полуголодные. Так мы питались до конца войны. В первое время съедали все. Потом хлеб не стали доедать, прятали под матрасы, набитые соломой или травой. От сырости он плесневел, распространяя неприятный запах. После проверки старшины хлеб больше не прятали.

...Мы ездили на боевые стрельбы на Барановский полигон, расположенный вблизи г. Уссурийска. Туда съезжались все войска 258-й стрелковой дивизии, в которую входили дивизион, артиллерийский полк, сапёрный батальон, батальон связи. Всего около 10 тысяч человек. Учения проводились по установленному графику. Раз в десять дней нам топили баню и меняли нательное белье.

...В очередной раз мы грязные вернулись со стрельб. Я начал гимнастерку и портянки стирать. Услышал крик товарища:
«Сашка, война кончилась!» Я в растерянности переспросил: «Какая война кончилась?» Он: «Да как какая война?! Война с Германией!» Я все бросил и побежал в казарму...

...Когда уже нас «откормили», 9 августа 1945 года Молотов объявил войну Японии. 11 августа нас погрузили в эшелон и отправили на границу. Прибыли на станцию Пограничная. Шел проливной дождь. Промокли, как говорится, до нитки. На следующее утро погода восстановилась, на ходу подсохли. Двигаясь колонной, увидели людей: это «наши» двух японских пленных вели. Все солдаты взъерошились, готовы были выскочить в сторону. Командир взвода и офицеры громогласно заявили: «Не сметь ни шагу с колонны!» Вот тогда я в первый раз увидел японских солдат.

…Примерно середина августа. У нас было две двуколки (повозки на двух колесах), две запряженные лошади и две - оседлые. Все туда побросали, кроме автоматов. Мы скооперировались с сапёрным батальоном, состоящим из 300 человек. Приходилось проходить по 50-60 км в сутки, догоняя свои механизированные части.

...Увидели черный дым. Подошли ближе, а там машина вверх колесами лежит, хлеб кругом раскидан, горит. А рядом - мертвые солдаты. По пути встретили начальника пищеблока, который поведал нам о случившемся. Машина, которая везла пищевые продукты, сломалась. Командир дивизиона приказал заместителю по технической части остаться на месте, наладить неисправность и догнать их. Все было сделано. Стали только рассаживаться по машинам, как вдруг с левой стороны японцы начали с пулемета палить. Отбили дульный тормоз...

...Шли по дороге. Японцы, как оказалось, следили за каждым нашим шагом. Прилегли мы у косогора, надвинули каски и сразу уснули. Ночью прозвучал выстрел, все вскочили, ничего не было видно. Я сполз под косогор. Началась стрельба. Загремели привязанные сзади котелки. Тут раздался душераздирающий крик. У меня каска подниматься стала (со страха волосы поднялись). Мы из 30 автоматов как «дали» на звук! Спустя некоторое время стрельба закончилась. Потеряли тогда двух наших солдат.

Схватки бывали и днем, но это совсем другое дело. И ориентируешься хорошо, и страха такого нет.

…Пешком прошли мы около 1000 км до 38-й параллели, разделяющей Южную и Северную Корею. Остановились в город
Кайсю. Война с Японией закончилась...»

#Победа80
#Победа80_Кумертау
548

Оставить сообщение: